Территория доставки. Построение и аналитика
Я давно нахожусь в бизнесе доставки готовой еды и одна из проблем моих клиентов - это неумение определить зону доставки. Что считается нормой? куда возить нужно, а куда нет? Как определить место, где лучше открыть точку для доставки еды?

Стандартный подход в этом вопросе - возьмем побольше территорию, будет больше клиентов, а значит и больше прибыли.В небольших городах доходит до абсурда, где одна точка обеспечивает весь город. Это не плохо, если вы умеете работать с производительностью, контролируете весь цикл заказа от приема звонка до дверей клиента. Но делаете ли вы это?

В статье мы рассмотрим анализ территории доставки, как ее построить и чем она будет полезна.

Как определить первую локацию и как работать с локациями?

Рассмотрим гибридный спальник, где есть жилые дома новостройки, с высокой плотностью населения, старые высотки, сталинки и офисные здания. Последний год я живу в Москве, поэтому за основу возьмем один из районов. Подход к построению карты территории в других городах практически не будет отличаться от текущего примера.

Базовые данные для построения карты:

Тип производства: Дарк китчен, закрытая кухня с невысокой арендой. (В случае с рестораном или точкой с залом для заказа на кассе нужно учитывать локацию и трафик, для закрытой кухни трафик пешеходов не важен. (Точнее важен - чем ниже трафик тем ниже аренда)
Кухня: возьмем базовые категории, на которые есть понятный спрос: пицца, роллы, воки, а супы можно не учитывать, т.к. их температурный режим гораздо лучше, чем у пиццы. Умеете доставлять пиццу горячей, все остальное будет приезжать к клиенту еще лучше.
Спрос: пиковое потребление пиццы и роллов приходится на вечер, по дням недели на пт, сб и вс. Важно понимать, высокий спрос вечером означает проблему с логистикой и расчет территории нужно делать с учетом худшей обстановки на дорогах.
Типы курьеров: Возьмем только авто курьеров, чтобы вы не устали читать статью.
Зоны доставки: База - золотая миля, в районе 1,5 км вокруг производства
Доп. зоны - + 0,5 км за интеграцию к основной территории

Перейдем к изучению карты.
Легенда карты:
Зеленые зоны - новостройки с высокой плотностью
Желтые зоны - высотки со средней плотностью населения
Красные зоны - старые районы с низкой плотностью населения
Серые зоны - нежилые постройки (офисы, строения городской инфраструктуры, промзоны)
Темно-серые зоны - парковые зоны, водоемы
Точки - кол-во людей, находящихся на этой территории (для рабочих локаций для анализа берем время с 9 до 18, для жилых районов с 20:00 до 6:00)
Ориентировочное кол-во потенциальных клиентов, 1,2 млн человек, без учета деления по ПВД (пол, возраст, доход). За основу для данных берем операторов связи.

На первый взгляд, хороший район, классический спальник, с высокой плотностью населения.

Разберем территорию на молекулы и найдем интересующие нас зоны для доставки еды. Нас конечно же интересует где максимальная плотность населения, для быстрой доставки.

Определим все ключевые точки и отметим их зеленым цветом:
Картина изменилась, но еще не достаточно для выводов, добавим желтые зоны по средней плотности населения:
Теперь стало ясно, на какой территории будет самая высокая плотность по заказам. Мы перепроверим первичные данные по плотности в этом районе, с помощью анализа количества пользователей операторов сети, но сделаем это после заполнения всей карты.

Сейчас мы добавим красные и серые зоны, чтобы увидеть полную картину:
Территория готова, осталось определиться с плотностью населения по районам и кол-вом пользователей по золотой миле.

Для определения количества потенциальных пользователей мы возьмем данные операторов сотовой сети в этих районах.

Для определения количества пользователей возьмем потенциальные радиусы под доставку в 1,5 км, при общей зоне покрытия в 4 км . Это хорошая зона для обеспечения быстрой скорости доставки, локального маркетинга и максимальной эффективности курьеров (меньше территория, больше плечо на доставку, больше заказов на одного курьера за поездку, меньше расходов на доставку каждого заказа).

Расширение территории и использование гибких карт мы рассмотрим в других статьях, сейчас возьмем базовые значения.

Я определил 5 стартовых локаций, с населением от 160 до 240 тыс людей, по постоянному проживанию, а также отметил часть локаций, которые нам будут интересны с точки зрения доставки и маркетинга на территории :
Локации, на которых стоят вопросительные знаки, означают, что не получилось считать информацию и нужно сделать это другими методами.

Серые зоны с нежилым фондом мы тоже в данном примере не учитываем при построении карты, так как основной наш клиент заказывает вечером, на дом.

После построения такой карты, на своей территории вы сможете понять, где лучше открывать производство и/или точку продаж с доставкой и сможете понять, куда двигаться дальше при развитии.

При анализе территории, учитывайте полученные данные и работайте с территорией, по принципу - выше плотность, меньше затрат на рекламу, больше узнаваемости на территории, больше заказов, меньше затрат на доставку.

Для чего еще может быть полезна эта карта?

Изучение конкурентов и их потенциальных зон сбыта своей продукции.Нужно определить точки ключевых конкурентов, определить их зону доставки и понять, какую территорию вы делите и с каким количеством игроков.

Локальный маркетинг - при понимании территории, распределяйте бюджеты и предложение для своих клиентов, а также затраты на рекламные каналы.

Если на территории находится нежилой фонд, зачем предлагать потенциальным клиентам заказать ужин, когда они ищут где пообедать? Обратная история с жилыми районами, где спрос на обеденное предложение будет минимальным.

Развитие - понимание территории, покажет слабые стороны, где находятся потенциальные клиенты и где ваша доставка страдает из-за удаленности от вашей базовой локации.

Главное правило - большая территория доставки не равно большим продажам. Здраво оценивайте производительность своей точки, количество курьеров и скорость доставки до клиента. Будущее за быстрым и качественным сервисом!

Удачи!

А, если вам нужно помочь составить такую карту для проекта, обращайтесь ко мне!
10 августа / 2021
На основе анализа вашей компании, найду точки роста и помогу реализовать собственные успешные кейсы и кейсы российских служб доставки еды. Передам свои компетенции в вашу компанию и помогу найти тот самый blue ocean на вашем рынке.
Открываю и развиваю службы доставки еды
Антон Зайцев
Готов обсудить ваш проект по телефону, zoom или на личной встрече

+7 (911) 134-76-49
Made on
Tilda